Самый подходящий возраст для тестирования — 31—50 дней. В этом возрасте щенок представляет собой как бы чистый лист бумаги, и по его реакции можно судить о генетическом потенциале и пригодности в дальнейшем к тому или иному виду службы или к роли семейной собаки-компаньона.
Тесты проводятся по пяти отдельным сферам поведения. По каждой из них проверяющий дает оценку в зависимости от поведения щенка: А — сильный лидер, В — лидер, С — послушный, D — очень послушный, Е — независимый.
Тест 1. Стремление к общению. Тест проводит незнакомый человек в незнакомом помещении
Щенка ставят в середину комнаты и отходят от него на несколько шагов в сторону. Затем пытаются привлечь внимание щенка (например, хлопками в ладоши) и заманивают вглубь незнакомого помещения. Готовность подойти, повадка и позы, которые щенок демонстрирует, приближаясь, и его отношение к тестирующему — все следует учитывать.
При этом возможны следующие варианты поведения:
А — щенок подходит с готовностью, держит хвост высоко, прыгает, играет и кусает руки тестирующего.
В — щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят.
С — щенок подходит без задержки, хвост опущен.
D — щенок подходит медленно, после некоторого колебания, может сделать лужицу, хвост поджат, щенок напуган и растерян.
Е — щенок не подходит вовсе, занимается своими делами, привлечь его внимание не удается более 10 секунд.
Тест 2. Готовность следовать за человеком. Этот тест проводится один на один со щенком, его не подзывают ни голосом, ни жестом.
Погладив щенка за то, что он подошел, или подойдя к нему и погладив, если он сам не подошел, тестирующий отходит от щенка медленными шагами. По тому, как щенок сопровождает человека, определяется независимость характера.
При этом возможны следующие варианты поведения:
А — щенок идет охотно, забегает вперед, пытается кусать за ноги, хвост поднят.
В — щенок с готовностью идет рядом, хвост поднят.
С — щенок бежит за тестирующим сразу, но немного отставая, хвост опущен.
D — щенок робко идет за человеком, его приходится уговаривать, он падает на спину, когда тестирующий пытается его погладить, хвост поджат.
Е — щенок по-прежнему занимается своими делами
Тест 3. Реакция на принуждение.
Тестирующий осторожно переворачивает щенка на спину и удерживает его в этом положении, держа рукой в области груди, около 30 секунд. Реакция щенка говорит о том, как он воспринимает физическое и психологическое превосходство, насколько он подчиняется. Чем активнее щенок сопротивляется, тем больше у него склонность к доминированию.
При этом возможны следующие варианты поведения:
А — щенок активно сопротивляется, выворачивается, пытается укусить.
В — щенок активно сопротивляется, выворачивается, но не кусается.
С — щенок сначала протестует, но потом успокаивается.
D — щенок совсем не сопротивляется, лижет руки.
Е — щенок замирает в страхе.
Тест 4. Социальное лидерство. Проверка на готовность подчиняться.
Тестирующий, уложив щенка в позу сфинкса, гладит его твердой рукой в течение 30 секунд в областях головы, шеи, плеч и вдоль спины — это зоны, определяющие лидерство. Тест определяет способность щенка принимать или отвергать социальное доминирование человека.
При этом возможны следующие варианты поведения:
А — щенок противится, может рычать, пытается изменить ситуацию на противоположную, прыгая на тестирующего.
В — щенок прыгает лапами на тестирующего, лижет ему руки.
С — щенок поворачивается к тестирующему и лижет ему руки.
D — щенок ложится на спину, лижет руки, может сделать лужицу.
Е — щенок отбегает, боиться.
Тест 5. Реакция на поднятие.
Тестирующий поднимает щенка над полом на 10—20 см, поддерживая обеими руками между грудью и животом, и удерживает 30 секунд. Щенок попадает в положение полной зависимости.
При этом возможны следующие варианты поведения:
А — щенок активно сопротивляется, кусается, рычит, вырывается.
В — щенок сопротивляется, но не кусается.
С — щенок сначала сопротивляется, но потом успокаивается и лижет руки.
D — щенок не сопротивляется, лижет руки.
Е — щенок замирает.
Теперь подведем итог. 2А и более вместе с несколькими В
Этот щенок, возможно, подойдет для защитно-караульной службы, при условии, что с ним будет работать опытный дрессировщик. Такого щенка не следует брать неопытному человеку или в семью,
где есть дети или старики, на роль компаньона он не подходит, так как склонен к агрессии.
ЗВ и более
Из этого щенка можно воспитать хорошую служебную собаку. Эту собаку можно взять в семью», в которой нет маленьких детей и есть опыт работы с собаками. При должной дрессировке щенок вырастет в преданного друга.
ЗС и более
Этот щенок подойдет семье с маленькими детьми или пожилым людям. Собака вырастет послушным компаньоном, но могут возникнуть сложности с отработкой защитно-караульных навыков.
2D и более, с одним или несколькими Е
Этот щенок должен попасть в чуткое и спокойное окружение, он склонен к подчинению, ему необходим тесный контакт с человеком. При правильном воспитании (с постоянными поощрениями) собака вырастет неплохим компаньоном. Но нужно учитывать, что такая собака может кусаться от страха, особенно если при тестировании получила еще А или В.
2D и более в сочетании с Е в разделе «Социальное превосходство»
С таким щенком могут возникнуть трудности в процессе социализации. Если такой щенок получил еще С или D, то он будет неуравновешен, и его лучше не брать в семью с детьми.
2Е и более
Щенок не будет идти на контакт, трудно будет поддаваться дрессировке. При сочетании с В и С такое поведение вызвано страхом. Эта собака не сможет доставить радости хозяевам. Щенка лучше не брать, так как мы имеем дело с собакой с подавленной психикой, она непредсказуема.
Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют 2—3 раза в течение нескольких дней.