Среди
охотничьих собак существует отдельная группа, назначение которых - найти и с голосом настойчиво преследовать убегающего зверя по следу. Это -
гончие. От других охотничьих собак, которые могут преследовать зверя по следу с голосом, они отличаются сильными, звучными, громкими и певучими голосами.
Общий вид. Собака, несколько напоминающая волка, особенно своей высокопередость и манерой держать голову. Индекс растянутости 105 для выжлецов (кобелей) и 107 для выжловок (сук).
Тип поведения. Спокойный, уравновешенный.
Сложение. Крепкое.
Рост. Средний; высота в холке выжлецов 58-68, выжловок 55-65 см.
Голова. Сухая, клинообразная; благодаря мощному сложению собаки производит впечатление небольшой.
Глаза. Темно-карие, средней величины, косо поставленные.
Уши. Небольшие, висячие, в меру тонкие, треугольной формы, плотно прилегающие к голове, посажены несколько выше линии глаз.
Холка. Хорошо развитая, выделяется над линией спины.
Шерстный покров (псовина). На голове, ушах и ногах короткий, на остальных частях тела - длиннее, особенно вокруг шеи и на задних сторонах бедер. Характерен подшерсток.
Окрас. Чепрачный, светло-чепрачный, багряный и подласый.
Среди охотничьих собак существует отдельная группа, назначение которых - найти и с голосом настойчиво преследовать убегающего зверя по следу. Это - гончие. От других охотничьих собак, которые могут преследовать зверя по следу с голосом, они отличаются сильными, звучными и певучими голосами.
В настоящее время существуют две отечественные российские породы гончих - русская и англо-русская. Сейчас наш разговор пойдет о русской.
С гончими на Руки охотятся очень давно. Первые письменные упоминания о них относятся к началу XI века, примерно этим же временем датированы изображения охоты с гончей на фресках Софийского собора в Киеве. Во второй половине XIX века в России появилось сразу несколько работ по русским гончим таких авторов, как Л.П.Сабанеев, Н.П.Кишенский, П.М.Губин, П.Д.Розин. Описания типов русских гончих в этих трудах разнообразны и противоречивы, из чего можно сделать вывод, что какого-либо установившегося типа собак этой породы в то время не было, и гончие велись в различных охотах согласно личному вкусу владельцев.
Во времена, когда заводских пород еще не существовало, отбор гончих шел преимущественно по рабочим качествам. Условно весь этот период можно разбить на две части: псовую охоту и ружейную охоту с гончими.
В комплексной псовой охоте гончим отводилась второстепенная роль: главными в ней были борзые. В задачу гончих, которые должны были работать обязательно в стае, входило нахождение зверя в острове и выгон его в поле на охотников с борзыми. Такая стая с гончим-мастером должна была обладать хорошей свальчивостью, злобой к красному зверю (волк, лисица), сильными, музыкальными голосами. В то же время не всегда поощрялась большая вязкость, и гончие, прорвавшиеся за непойманным зверем, обычно сами его быстро бросали или сбивались выжлятниками со следа и возвращались в остров для продолжения охоты.
Другое дело - ружейная охота, да к тому же с одиночной гончей. Здесь собака должна обладать всем набором присущих охотничьих качеств, и если попробовать охарактеризовать приближающуюся к идеалу рабочую гончую, то получим собаку с глубоким полазом, придерживающуюся хода охотника, умеющую быстро находить зверя и настойчиво его преследовать, обладающую хорошим чутьем и, что особенно ценно, сильным, доносчивым, музыкальным голосом, отдаваемым только по следу гонного зверя.
С 1874 года, с началом проведения ежегодных выставок, началась работа по созданию устойчивого типа русской гончей. В эти годы русские кинологи попытались составить правила разведения гончей. На основании этих правил в 1895 году А.Б.Бибиковым и П.Н.Белоусовым был разработан стандарт русской гончей того времени. В 1925 году на I Всесоюзном кинологическом съезде этот стандарт был уточнен и одобрен. Дальнейшие изменения и уточнения хронологически происходили так: 1950-1951 годы, 1959-й год, 1962-1963 годы, 1969-й год и в декабре 1994 года. Введение единого стандарта позволило осуществить более или менее общий подход к экспертизе собак на выставках, что в свою очередь, привело к значительной однотипности русской гончей.
В начале XX столетия наиболее известными производителями среди русских гончих считались собаки, принадлежавшие Н.В.Можарову, Н.П.Кишенскому, П.Н.Белоусову, И.Н.Камынину, М.И.Алексееву, А.А.Лебедеву, Ф.А.Уварову и Першинской охоте.
В годы первой мировой и гражданской войн племенная работа с гончими фактически прекратилась, значительная часть элитного поголовья погибла, многие собаки, переходя от одного владельца к другому, утратили свои родословные документы. В то же время следует признать, что остатки стайных собак из бывших псовых охот не исчезли, а легли в основу созданной породы и продолжают до сих пор оказывать на нее влияние, привнося, наряду с положительными качествами, и отрицательные, в частности, не всегда достаточную вязкость у гончих.
Затем с 20-х годов до Великой Отечественной войны начался период восстановления кровного поголовья с одновременным повышением его экстерьерных качеств и наращиванием общей численности гончих.
Война 1941-1945г.г. нанесла огромный урон всему охотничьему собаководству и в том числе русским гончим. Но уже в начале войны, по инициативе Главохоты РСФСР, правительством страны было принято решение о снабжении племенных охотничьих собак кормами. В то время в системе "Заготжирсырье" были созданы питомники промысловых охотничьих собак, сыгравших огромную роль в сохранении поголовья русских гончих, ведь во многих оккупированных областях племенные собаки почти не сохранились.
Возможности послевоенного развития породы было ограниченными, а увлечение потомками от выставочных чемпионов, привело к тому, что в истории русской гончей был период наметившегося нежелательного и опасного расслоения породы на выставочных и пользовательных собак.
От ближайшего своего конкурента, англо-русской гончей (до недавнего времени русской пегой), русская гончая отличается окрасом, но и строением черепной части головы, обрезом губ и небольшими треугольной формы ушами, формой груди. Есть отличия у этих двух пород и в рабочих качествах, хотя испытываются они по одним и тем же правилам. Англо-русские гончие в большинстве своем обладают более сильными и музыкальными голосами, но чаще, чем русские гончие, склонны к излишней отдаче голоса на жировке или на сколе. Русская гончая более парата и часто умеет голосом показать, "сидит" ли он на звере или работает по "удаленному". По голосу русской гончей чаще можно определить, работает она по зайцу или лисице, англо-русские гончие работают более монотонно. Как уже говорилось англо-русские - более вязкие и злобные к красному зверю, на это указывает и то, что большинство волкогонных стай уже в наше время было из русских пегих гончих. Хотя, объективности ради из русских гончих созданная Н.П.Пахомовым в Завидовском охотничьем хозяйстве Военно-охотничьего общества, показывала тоже неплохие результаты.
Гончих держат и охотятся с ними почти по всей России. Наиболее крупными центрами по разведению русских гончих традиционно являются Москва и московская область, Кировская, Свердловская, Ленинградская, Нижегородская области. Много хороших собак в Башкирской и Удмуртской республиках, Архангельской, владимирской, Ярославской и других областях.
Любителям русской гончей хорошо известны фамилии людей, стоявших у истоков создания породы: Н.П.Кишенского, М.И.Камынина, Н.В.Можарова, Л.В.Живаго и других. Большой вклад в становление породы русских гончих внесли А.А.Лебедев, А.Ф.Ильин, В.Ф.Хлебников, Н.П.Пахомов, Г.В.Дмитриева и многие другие. Сегодня для поддержания породы на должном уровне с ней много и активно работают Р.И.Шиян, С.М.Пашков, Ю.В.Полуйко, Д.Н.Федорин, Е.К.Чекулаев.
Охотники-гончатники подразделяют рабочие качества гончих на следующие элементы: полаз (поиск), добычливость, мастерство, чутье, вязкость, силу, музыкальность и верность отдачи голоса, паратость и послушание.
Охота с гончими на зайцев и лисиц очень популярна среди охотников России и, наверное, уступает по популярности только охоте на уток. Время охоты: осень - по чернотропу и зима - по белой тропе.
На охоте применяют как одну гончую, так и смычок (две однопородные гончие), стайку (три однопородные гончие или полтора смычка) или стаю (от двух и более смычков).
В нашей стране водятся два типа зайцев - русак и беляк. Они отличаются размером, окрасом, местами обитания и поведением под гоном.
Поднятый гончими заяц-беляк обычно первый круг делает небольшой и очень часто возвращается к лежке, второй - значительно больше, а начиная с третьего-четвертого, круг можно назвать только условно. По-разному ведут себя под гоном матерый и прибылой беляк: матерый беляк под мастеровитыми и чутьистыми гончими ходит ровно, поэтому гон по нему проходит без сколов и больших перемолчек, прибылой же белячок-листопадник довольно часто кругов вовсе не делает, а западает под каждым кустом, и гона по такому "зверю" не получается.
Заяц-русак с подъема старается идти открытыми местами, часто используя наезженные дороги, пытаясь обмануть гончих и оторваться от них. Если гончие чутьисты и вязки, то, сделав круг 2-3 км, русак возвращается к месту подъема.
В отличие от зайцев, которые оставляют мало запаха и запутывают свои следы, делая "двойки" и "скидки", лисица оставляет более пахучий след и почти не путает его. Но большинство охотников предпочитает, чтобы их гончие не гоняли лисицу, так как добыть ее из-под гона значительно сложнее, чем зайца. Матерая лисица ходит неправильными большими кругами, и только немного устав, начинает кружить в одном месте, затем переходит в другое и начинает кружить там. Даже находясь под гоном, лисица хорошо видит, слышит и чует. При охоте на нее надо вести себя осторожно, не кричать, не трубить, без надобности не бегать. Раненная или сильно напуганная лисица сразу старается понориться, поэтому одному охотнику после начала гона надо занять позицию около нор.
Конечно, из-под гончих можно добыть даже шакала или волка, енотовидную собаку или барсука, косулю или кабана, лося или рысь, тетерева или утку, но это все - охоты, не типичные для гончей, а иногда и вовсе портящие ее.
Наряду с большой работой по созданию устойчивого типа русской гончей любители этой породы постоянно старались совершенствовать ее рабочие качества. Чтобы определить эти качества, в России с 1901 года начали проводить полевые пробы гончих, на которых испытывались вначале только смычки, стайки и стаи, по правилам, разработанным и утвержденным Московским обществом охоты. Эти правила, решая соревновательные задачи, не решали главного - не определяли рабочие качества отдельной гончей.
Только в 1925 году были утверждены правила полевых проб гончих-одиночек а впервые такие испытания были проведены в 1927 году. Впоследствии в правила полевых испытаний гончих собак неоднократно вносились дополнения и изменения. Действующие в настоящее время правила испытаний гончих были разработаны комиссией под руководством Р.И.Шияна и утверждены в декабре 1994 года.
Как это ни окажется странным, перед любителями русских гончих стоят почти те же задачи, что и перед их предшественниками почти сто лет тому назад: проведение племенной работы, направленной на закрепление устойчивых задатков с одновременным совершенствованием конституции и экстерьера.
Работая над улучшением рабочих качеств русской гончей, в первую очередь следует обратить внимание ан развитие у нее вязкости и чутья, а затем голоса. Большинство охотников знают, что добыть зверя с гончей вязкой, чутьистой, но со слабым голосом можно, а с громкоголосым "брехуном", отгоняющим зверя от охотника и бросающим его, - практически невозможно.
Сегодня, когда в собаководстве основное направление взято на "шоу-мероприятия", особое значение для охотничьего собаководства приобретает введенная еще в 1953 году система комплексной оценки собак на выставке, где наряду с оценкой экстерьера учитываются оценки за происхождение, полевые дипломы и дипломированное потомство. И сейчас уже наверное, настало время сместить акценты в бонировке в сторону приоритетов оценок за полевые качества особенно за дипломированное потомство. Только находя и используя производителей, которые дают потомство лучше себя, мы можем говорить о совершенствовании породы.
Алексей МУРАШОВ
"Охота и охотничьи собаки" №3/1996