При выращивании щенка служебной породы хозяин (или заводчик) должен учитывать его возрастную категорию. Ибо в зависимости от возраста собака может легко приобретать те или иные навыки в обучении.
Учеными определяются пять этапов развития собак – от самого рождения и до окончательного приобретения всех служебных характеристик вследствие «собачьей науки».
С самого рождения до 21-го дня – это адапционный период безусловно-рефлекторного характера (то есть главную роль играют лишь врожденные рефлексы, определяющие инстинкт выживания). При рождении собачата слепы и глухи, но при этом могут ориентироваться по запаху на свою маму, ища молоко. Если матери нет, и выкармливание идет искусственное, то они привыкают к кормильцам. На 15-18-й день жизни у них открываются ушные раковины и глаза, чуть позже они становятся на лапы и пытаются бегать, благодаря чему начинается начальный этап знакомства с окружающим миром. К концу первого периода развития щенки уже приобретают оборонительные условные рефлексы, реагируют на внешние раздражители.
Второй этап развития (с 21-го по 35-й день) также считается адапционным, но условно-рефлекторным (то есть этот период считается первоначальным приобретением навыков). Щенки больше, чем ранее, заинтересованы окружающими их предметами и чаще отходят от матери.
С 5-ой до 12-ой недели длится экзальтационный период развития (это этап развития организма, когда клеткам присуща повышенная возбудимостью с целью «поглощения» большего количества информации). Именно этот период кинологи считают наилучшим для начала дрессировки. Любознательность и исследовательская активность в это время дает возможность хозяевам вырабатывать у своих любимцев положительные качества, которые заключаются в выполнении таких команд как «Ко мне», «Гуляй», «Место».
На протяжении третьего и четвертого этапов (с 2-х до 7-ми месяцев), хозяин должен уделять много времени щенку для прогулок и, во время их, обучению. В этот период щенки начинают приобретать свою индивидуальность характера, перестают «бурно» реагировать на привычные внешние раздражители. Поэтому владельцу необходимо организовать поиск правильного подхода к дрессировке – учить собаку на чем-то акцентировать свое внимание, а к чему-то быть равнодушной. Также, именно теперь стоит
обучать командам «Фу», «Сидеть», «Лежать», «Стоять».
Пятый,
последний этап, развития в зависимости от породы и врожденной характеристики животного, может условно длиться до 3х лет. Это время стоит максимально уделить дрессировке, постепенно проходя изучение и закрепление всех необходимых команд.
Так, постепенно, основываясь на физиологию и природные инстинкты животного, выработав доверительные взаимоотношения с ним, человек имеет возможность получить хорошо воспитанного друга, помощника, охранника.
Самое главное «не гнать лошадей» и не требовать от маленького пугливого щенка выполнения того, что под силу сделать только взрослой собаке.